суббота, 19 сентября 2015 г.

Кейс №1. Средства массовой информации как средство достижения целей.

 "Кто владеет информацией, тот владеет миром." Уверена, что фразу Натана Ротшильда многие слышали и не раз. Актуальна ли эта фраза в нашем, современном мире?
 Нынешний 21 век -это век информационных технологий и технического прогресса. Огромное количество информации преподносится нам через различные источники:  печатные издания (газеты, журналы, книги), телевидение, радиопрограммы, а также через интернет.




 Средство массовой информации- это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения. 
Последние 20 лет широкое распространение получили интернет-издания и различные интернет-ресурсы, позволяющие найти ответ на практически любой возникший вопрос.

Интеграция СМИ в общественное сознание

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание.

 А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества."

    Действительно, сегодня печать, радио и телевидение, компьютеры овладели не только умением вовлекать как можно большее число участников общественной коммуникации в процесс обмена информацией, но и воздействовать на сознание людей, оперируя смыслом и ценностным значением сведений. Кроме своих основных функций информировать, просвещать, ориентировать и развлекать, СМИ решают и чисто психологические проблемы: поддерживают или изменяют установки аудитории, интерпретируя какой-нибудь факт определенным образом.
Они способны изменить само мышление человека, создать новый тип личности с отличной психологией и поведенческими реакциями, а значит привести и к изменениям в психологии общественной. 

        СМИ всегда признавались мощным оружием власти. В советское время был жесткий контроль за деятельностью СМИ в виде открытой цензуры. В эфирное пространство выдавалась только та информация, которая была выгодна действующему руководству.После принятия в 1990 году закона о средствах массовой информации, определявшего основой деятельности всех СМИ их независимость и свободу, роль Mass Media неизмеримо возрастает. Осознав важность и значимость средств массовой информации, в России началась борьба за возможность получить влияние на СМИ. Государственная власть в лице федеральных органов власти и органов власти в краях и областях, органы местного самоуправления, крупные промышленно-финансовые кампании и даже частные лица, владеющие достаточным капиталом, в борьбе за власть на общество, создают широчайшую сеть средств массовой информации.

Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ. А воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием".
          Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации.
К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.
Таким образом утверждение "кто владеет информацией, тот владеет миром", в современном мире звучала бы несколько иначе - "кто владеет информацией и сетью СМИ - тот владеем миром"


СМИ- истина где-то рядом? Стоит ли верить всему?

     Актуально звучит вопрос о проблеме истины в самих средствах массовой информации. Если они способны изменить мир, то многое будет зависеть от того , будет ли заложена в сам процесс изменения истина, способная позитивно повлиять на эволюцию мира. 
     В борьбе за власть в обществе все чаще используется способность СМИ адекватно отражать происходящие события, уметь их прогнозировать. Именно через средства массовой информации политические силы декларируют свои  программы и практические действия. Все эти процессы в той или иной степени связаны с проблемой истины. В погоне за голосом избирателя, порой рисуется идеальная картинка существования Общества, а во время предвыборных компаний  СМИ разной политической ориентации обвиняют друг друга в неистинности и лжи. Людям остается только гадать, кто прав и кому доверять..

       Таким образом- истина в средствах массовой информации предстает как сфера борьбы различных социальных сил за свои истинные интересы.
       Очень часто истинные интересы тех или иных социальных субъектов и структур выдаются за интересы всего общества. Яркий тому пример - события на Украине. с 11 марта 2014 на всей территории Украины были отключены Российские телеканалы и началась тотальная дезинформация населения. На сегодня все телеканалы Украины принадлежат олигархам, заинтересованным в том, чтобы украинцы не знали, что творится в их стране. 
       Исходя из вышеизложенного, считаю, что истина в конкретных средствах массовой информации вряд ли может быть преподнесена, потому что конкретные СМИ заинтересованно выражают чьи-либо интересы.

ВИКИПЕДИЯ И СМИ.

       Казалось бы , что может быть общего между Википедией и СМИ, ведь по определению Википедия не попадает под действие "Закона о Средствах массовой информации". Это не периодическое издание, не телеканал и даже не радио. И тем не менее... Википедия - мощный источник информации, который ввиду огромной ежедневной посещаемостью (порядка 9 млн. пользователей в день), несомненно управляет общественным мнением и формирует мировоззрение участников проекта.  Но за качество и правдивость подаваемой информации НИКТО не отвечает, т.к. Википедия - это открытая энциклопедия, один анонимно пишет статью, другой анонимно редактирует, третий анонимно вносит правки. Тем не менее пользователи постоянно обращают внимание на этот ресурс, считая, что именно здесь они найдут якобы точную информацию. 
       Можно ли сейчас представить интернет без Википедии? Представить можно, ведь много других источников информации, таких как Энциклопедия.ру и  многие другие. Но ведь многочисленные поклонники, общественные деятели воспримут это как возврат к прошлому, во времена Советского Союза, когда действовала цензура и тотальный контроль. Таким образом, Роспотребнадзор вряд ли пойдут на такой крайний шаг и ограничатся лишь рекомендациями о внесении принудительных поправках в статьи Википедии.

            
Источники:
  • http://ensiklopedia.ru/wiki/Википедия
  • http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008265959.html
  • http://www.dissercat.com/content/problema-istiny-v-sredstvakh-massovoi-informatsii-i-ee-regulyativnaya-rol-v-obshchestve-isto
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_массовой_информации

Комментариев нет:

Отправить комментарий